• специальность: 5В 090200 – Туризм;
  • специальность: 5В 090400 – Социально-культурный сервис;
  • специальность: 5В 091200 – Ресторанное дело и гостиничный бизнес.

          В связи с получением В.Н. Вуколовым государственного гранта и содержанием заявленного проекта научных исследований, Казахская академия спорта и туризма  объявила о проведении с 3 по 30 августа 2006 г. научно-спортивной экспедиции «Северный Тянь-Шань 2006», с прохождением по перевалам хребта Заилийский Алатау горных туристских маршрутов шестой (одна группа из шести человек) и третьей (одна группа  из девяти человек) категории сложности. В программе экспедиции были предусмотрены картографические, медико-биологические исследования, участие в чемпионате РК  и открытом чемпионате Российской Федерации по спортивным походам. Были приглашены спортсмены-туристы, имеющие право участия в горных походах 6-й категории сложности и руководства походами 3-й категории сложности.

 

 

История создания кафедры туризма и сервиса и факультета туризма

Кафедра «Туризма и сервиса» как специальность существует со дня образования ВУЗа. В 1944 г. в Алма-Ате был создан институт физической культуры, а уже 1 января 1945 г. при нём была организована кафедра туризма и альпинизма возглавил ее В. М. Зимин.  В 50-е — 70-е годы XX века  кафедра туризма много раз воссоздавалась, реформировалась.

В соответствии с Постановлением Совета Министров страны от 11 сентября 1981 года «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» в 1983 году в институте была создана кафедра массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма, которая была призвана готовить специалистов, способных организовать   и проводить массовую физическую культуру во всех звеньях физкультурного движения.

Учебно-воспитательный процесс в то время осуществляли опытные педагоги, имеющие ученую степень и звания, высокую спортивную квалификацию. Среди них лауреат ВДНХ, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой А.Н.Макогонов, участники Великой Отечественной  войны, мастера спорта, доценты Г.М.Терещенко, А.А. Вододохов, старший преподаватель, мастер спорта Е.Д.Малиновский, Г.А. Плахута, Н.Б. Бугебаев,  Б. Абдильдаев, А.Васильева и др.

Ежегодно студенты под руководством преподавателей кафедры принимали участие  в таких спортивно-массовых мероприятиях, как «Снежный десант», «Альпиниада», «Снежинка» и другие. За успешные выступления команда кафедры туризма только за 1984-1987 г.г. награждена 12 кубками и 20 грамотами и дипломами.

В январе 1988 г. Алматинский обком ЛКСМ Казахстана организовал массовый лыжный поход «Снежный десант-88», посвященный 70-летию ВЛКСМ и установлению советской власти в Семиречье. Туристы КазИФК выставили для участия в десанте две команды, одна из которых заняла первое место в соревнованиях по технике лыжного туризма.

В октября 1992 г. Казахский республиканский туристский клуб и Центральный совет физкультурно-спортивного общества «Спартак» Казахстана проводили Открытые республиканские соревнования по технике  пешеходного туризма, на которых команда туристов Казахского института физической культуры заняла третье место на полосе препятствий.

В 1992 году факультет был реорганизован и стал отделением факультета спорта и физической культуры.

Сотрудниками кафедры в те годы был создан единственный в республике музей «Туризм и альпинизм в Казахстане», где можно найти уникальный учебно-познавательный исторический материал по становлению и развитию туризма и альпинизма в Казахстане.

Новый этап в развитии кафедры туризма и сервиса наступил в 1998 г. После приобретения независимости Республики Казахстан туризм стал самостоятельным факультетом. Постановлением Правительства РК Казахский институт физической культуры был преобразован в Казахскую государственную академию спорта и туризма и вводились следующие специальности, имеющие непосредственное отношение к подготовке туристских кадров: 0902-экономика спорта и туризма; 0618-социально-культурный сервис и туризм; 0619-международный туризм. Был создан научно-исследовательский центр индустрии туризма, а Казахской академии образования при рассмотрении проектов научных программ предписывалось финансировать программы академии, направленные на развитие отечественного спорта, туризма и здорового образа жизни. Именно эти направления были объявлены приоритетными в послании президента РК «Казахстан – 2030».

Приказом по Казахской государственной академии спорта и туризма ОК №36 от 17 марта 2000 г. выделена кафедра управления туризмом и сервисом и был создан отдельный факультет туризма. Деканом факультета был назначен кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта по горному туризму Вуколов В.Н.

Казахская академия спорта и туризма как юридическое лицо является членом Казахстанской туристской ассоциации, о чем 14 июня 2002 г. было выдано соответствующее свидетельство. Получение КазАСТ этого свидетельства юридически оформило сотрудничество с КТА, которое началось сразу после создания КТА в 1999 г.

С момента организации факультет туризма всегда занимает лидирующие позиции в Академии по успеваемости студентов.

Команда Факультета Туризма принимает активное участие в туристских соревнованиях республиканских, региональных, международных в Алматинской области и городе Алматы,  и является участником соревнований нового уровня.

По представлению специалистов факультета туризма и кафедры руководством академии были приняты такие меры,  как закупка в 2001 г. двадцати комплектов бивачного и специального туристского снаряжения новейший образцов; приобретение туристской базы на побережье Капчагайского водохранилища и ремонт туристской базы «Горельник», расположенной в Малом Алматинском ущелье; целенаправленная организация спортивных походов на полевых туристско-экскурсионных  практиках студентов; системная подготовка команды факультета к участию в слетах и соревнованиях  по технике туризма (со специализацией водного и горного туризма).

Учебные планы составляются с учетом мнений работодателей и самих студентов. Ежегодно укрепляется материальная база факультета.

Рабочий учебный план факультета был составлен таким образом, что на первом курсе студенты в сентябре и июне участвуют в учебном туристско-экскурсионном  сборе на учебно-научной базе «Горельник» (по две недели). На первом сентябрьском сборе студенты-первокурсники проходят комплексное медицинское обследование в лаборатории «Высокогорье и спорт» под руководством доктора биологических наук, профессора кафедры Туризма и Сервиса А.С.Иванова. Затем студенты участвуют в двух-трех автопешеходных экскурсиях по г. Алматы и окрестностям. На завершающей неделе сбора студенты пребывают на УНБ «Горельник», где наиболее  физически подготовленные студенты после акклиматизации совершают трехдневный поход по некатегорийным перевалам Заилийского Алатау. Студенты недостаточно подготовленные совершают однодневные экскурсии по Малоалматинскому ущелью.

На втором, июньском сборе отрабатывается такая же программа, однако наиболее подготовленная часть первокурсников (после цикла межсезонной подготовки) проходит горный  (или водный) туристский маршрут первой категории сложности. Студенты с ослабленным здоровьем совершают, сначала по г. Алматы, а затем в окрестностях турбазы «Горельник» познавательные и оздоровительные экскурсии, принимают водные процедуры в источнике минеральной воды близ турбазы.

Сентябрьские сборы уже на втором курсе предусматривают прохождение наиболее подготовленными студентами горного (или водного) маршрута второй категории сложности. Это позволяет выполнить им половину норматива второго спортивного разряда по горному (водному) туризму, кроме того, студенты ознакомятся с перспективными районами горных и водных путешествий, начинают сбор материала для потенциальных туристских бизнес-программ, курсовых и дипломных работ, если они планируют выбрать на третьем курсе специализацию «Спортивные и активные виды туризма».

На завершающем июньском туристско-экскурсионном сборе студенты второго курса, проявившие лидерские качества в предыдущих походах, проходят маршрут первой категории сложности руководителями групп (по 5-6 человек), выполняя весь норматив второго спортивного разряда по горному (водному) туризму. При этом участниками данного похода являются первокурсники и студенты второго курса, не совершившие (по разным причинам) походы в предыдущие сборы.

10 августа 2004 г. при непосредственном участии кафедры туризма было совершено первопрохождение перевала и вершины имени 60-летия Казахской академии спорта и туризма. В состав группы вошли: К.К. Закирьянов (Президент); В.Н. Вуколов (декан ФТ); Б.Н. Болдырев (декан ФБИ), Ж. Акедилов (помощник Президента), М.И. Иргебаев (старший преподаватель) и студенты факультета туризма И. Ивашкин, А. Гончаров, И. Мескин, К. Кувшинов, О. Мезенцева и фельдшер Е.Н. Омаров.

За последние годы на Факультете Туризма удалось сформировать и постоянно совершенствовать систему довузовской подготовки  будущих абитуриентов факультета. Главным звеном этой системы, кроме постоянных разовых мероприятий (дни открытых дверей, пополнение рекламными материалами странички факультета в Интернете, выставки на Алее вузов в праздники  «Наурыз» и «Ак-Жол», посещение школ и встречи преподавателей  кафедры Туризма и Сервиса с учащимися выпускных классов школ и т.п.), является двухлетний цикл (10-11 классы) учебных занятий с учащимися туристских классов лицея №21, гуманитарно-лингвистической гимназии №25 и многопрофильной гимназии №79 города Алматы.

Повышению эффективности довузовской подготовки абитуриентов, планирующих поступать на Факультет Туризма, содействует сотрудничество факультета и кафедры Туризма и Сервиса с ведущими турфирмами и спортивными общественными организациями. В 2001 г. Национальным фондом развития альпинизма и скалолазания во главе с заслуженным мастером спорта Казбеком Валиевым на средства Международного детского фонда был построен тренажер для стендового спортивного лазания. Этот тренажер, сооруженный бригадой энтузиастов, значительно повышает эффективность учебно-оздоровительных занятий не только в туристских классах, но и среди всех учащихся гимназии.

Занятия по стендовому спортивному лазанию было запланировано проводить всеми учителями физкультуры гимназии. Здесь немалая заслуга кафедры туризма и сервиса КазАСТ.

Кроме программ, составляемых опытными преподавателями факультета туризма, в фирменный пакет отбираются лучшие программы студентов выпускного курса Факультет Туризма. 

Роль туризма в современном мире

Коренным для термина «туризм» стало французское слово «тур», которое в переводе означает «прогулка», «поездка». В настоящее время в международном туризме слово «тур» подразумевает туристское путешествие с такими заранее спланированными параметрами, как маршрут, сроки, набор услуг.

Современное энциклопедическое понятие «туризм» означает путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т.п.); вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности. В международной практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме цели заработка.

Встречи и радостное общение с природой и новыми людьми являются главной социальной ценностью туризма. Ведь высший идеал человеческого общества — это производство форм общения людей, разумные потребности которых удовлетворены. Открытие и познание нового — это одна из естественных склонностей человека, которая притупляется в стандартных условиях жизни, но обостряется в условиях путешествия.

Любая деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию или несколько функций. При этом функция (функции) может иметь как позитивный, так и негативный характер. Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая.

Здесь названы лишь основные социальные функции туризма, однако других позитивных функций — великое множество. Поэтому потребность людей в туризме со временем не уменьшается, а в геометрической прогрессии растет. Исследователями, например, установлено, что множество людей искусственно сокращают свои потребности даже в пище и одежде, для того чтобы в отпуске совершить интересное для них путешествие.

В теории и практике туризма различаются понятия «туризм социальный» и «туризм экономический». Соответственно, различаются и критерии оценки эффективности туризма как мирового социально-экономического явления.

В современном мире туризм играет позитивную роль не только в деле культурного обмена между разными странами. Развитие туризма может обеспечивать удовлетворение рекреационных потребностей людей и способствует решению важнейших социально-экономических проблем как в промышленно развитых, так и развивающихся странах.

Современная роль туризма, в конечном счете, определяется эффективностью воздействия на качество и продолжительность жизни людей. Поэтому в туризмоведении используются понятия медико-биологической, экономической и социальной эффективности туризма.

Под эффективностью медико-биологической подразумевается оценка влияния туризма на профилактику заболеваний населения. Одним из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни, является гиподинамия в сочетании со значительным эмоциональным напряжением. Туризм в силу высокой интенсивности, способности за единицу времени удовлетворить максимум рекреационных потребностей обладает более высокой профилактической эффективностью, чем другие виды занятий. При рациональной организации туризма можно снизить общую заболеваемость населения на 30%.

Для Республики Казахстан, в частности, для жителей г. Алматы медико-биологическое и социальное значение туризма особенно велико. Туризм как рекреационное средство для жителей южной столицы Казахстана гораздо важнее и эффективнее всех видов активного отдыха и спорта и других медико-профилактических мероприятий, проводимых в черте города. Ведь на здоровье жителей Алматы оказывает негативное влияние не только гиподинамия, эмоциональное напряжение, но и крайне неблагоприятная окружающая среда.

Активные виды туризма отличаются от других видов спорта своей двигательной техникой. Ведь в настоящее время стоит задача сохранения генетической целостности и физических возможностей человека, иначе гиподинамия и неблагоприятная среда мог его уничтожить как биологический вид. Вспомним, что с момента выделения человека из животной среды его передвижение сводилось в основном к длительной ходьбе, бегу (в процессе охоты и собирательства) и переноске на себе добытой пищи. Особенно трудоемкой эта двигательная техника стала после наступления на Земле великого оледенения. Ведь тогда охотиться приходилось на таких крупных животных, как мамонты.

Именно благодаря ходьбе, переноске тяжестей, езде на лошади, верблюде или осле, плаванию на гребных и парусных судах человек успешно развивался как биологический вид. И лишь после промышленного переворота и появления паровоза, парохода, автомобиля, самолета, крупной промышленности, загрязняющих человеческую среду обитания, началась физическая деградация человека. И в настоящее время гиподинамия и проблемы экологии серьезно угрожают существованию человека. Из вышесказанного можно сделать два предварительных вывода. Во-первых, физическая реабилитация человека как биологического вида по оптимальному пути возможна через его древние двигательные технологии и в экологически чистой среде, т.е. через активные туристские путешествия. Во-вторых, медико-физиологическая эффективность туризма первична по сравнению с эффективностью экономической, так как она имеет важное значение для сохранения человека как биологического вида и социального существа.

Экономическая эффективность туристской индустрии заключается также в высокой степени автономности развития по сравнению с другими секторами экономики. В свою очередь, автономность туристской отрасли заключается в возобновляемости ресурсов и относительной независимости туризма от других отраслей экономики.

Эффективность туризма по сравнению с другими секторами экономически очень важна для определения промышленной политики Республики Казахстан в XXI веке.

В 90-х годах XX века основные инвестиции были вложены в добычу сырья, которое форсированно продавалось в дальнее зарубежье. Считалось, что только продажа сырья способна дать Казахстану валюту для существования. В 1994 г. было продано сырья на сумму 3,54 млрд. долларов, а в 1997г. — на 7,05 млрд. Но продукции легкой промышленности из-за рубежа завозилось все больше и с каждым годом платежный баланс страны имел дефицит порядка 1,2-1,5 млрд. долларов.

Между тем, по расчетам специалистов, в среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. Экономисты считают, что 100 тыс. туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее 350 тыс. долларов, или 17,5 долларов на человека за каждый час пребывания в городе. При этом продажа сырья навсегда истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. Следовательно, продажа сырья — это экономический тупик, а развитие туризма — длительная, экономически выгодная перспектива.

В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений — 14%. Мировая туристская индустрия переживает сейчас настоящий бум. На недавно прошедшей в Стамбуле конференции Всемирной туристской организации (ВТО) отмечалось, что в 1997 г. общая численность путешественников достигла 592 миллионов человек. Это в несколько раз больше, чем в середине 80-х годов, когда планету в очередной раз охватывала туристская лихорадка. Однако, по прогнозам, в начале будущего тысячелетия Землю поразит невиданная «эпидемия» туризма.

Ожидается, что в 2020 году зарубежные вояжи к памятникам истории и культуры, по известным городам и на популярные курорты совершат 1 миллиард 800 миллионов землян. Такой прогноз означает, что миллионы людей, жаждущих работы, получат ее в сфере туризма. По состоянию на конец 1997 г. в мировой туристской индустрии работают 255 миллионов человек.

Казахстан обладает огромными ресурсами для организации и проведения различных видов экскурсий, прогулок, путешествий и отдыха. В настоящее время нарождающаяся индустрия туризма республики характеризуется полным преобладанием туризма экономического (эффективность которого измеряется величиной прибыли от туристских мероприятий) над туризмом социальным, где определяющим критерием является использование оздоровительной, познавательной и коммуникативной функций. При этом каждая туристская структура (фирма, агентство) решает весь комплекс вопросов туристского дела (разработка туров, их экономическое обоснование, реклама, обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.п.). Поэтому потребовалась подготовка в вузах организаторов (менеджеров) туристско-экскурсионных структур, работающих прибыльно и с социальной пользой.

В международном туризмоведении туризм называют социальным феноменом. Социальный (от лат. socialis — общественный) — относящийся к жизни общества. Феномен (нем. phanomen — являющийся)  трактуется в двух значениях:

  1. философское понятие, синоним явления, данного нам в опыте чувственного познания;
  2. необычное, редкое явление; исключительный факт, человек.

Реализация названных социальных функций возможна только при использовании туристско-рекреационных ресурсов (ТРР). Эти ресурсы условно можно разделить на две группы:

  1. совокупность объектов и ресурсов природы;
  2. совокупность культурно-исторических объектов.

Спортивная и оздоровительная функции туризма реализуются ресурсами природы, все остальные — обеими группами ТРР.

Человек как биологический вид в процессе своего развития непосредственно находился и находится под влиянием окружающей его природы. Физические и духовные потребности человека как целостного существа изначально были в гармонии с природными возможностями их удовлетворения.

С течением времени происходило усложнение человеческого труда, «порабощение» его машинами, вредными технологиями и возрастающей интенсификацией. Все эти факторы обусловили перманентный вывод человеческого организма из природного равновесия и все чаще приводили к заболеваемости, потере трудоспособности. Одним из главных средств восстановления физических и духовных сил человека является животворящая сила природы.

Восстановление здоровья человека в процессе его общения с природой и людьми вне основного труда на производстве называется рекреацией. При этом рекреация может быть активной (спортивно-туристской) или пассивной (пансионатной).

Значительную роль в рекреации человека играет и вторая группа ТРР. Культурно-исторические объекты составляют пространственную базу для пассивной рекреации через совершение экскурсий.

По мнению специалистов, экскурсионные объекты несут два вида информации:

  1. семантическую, имеющую логический характер и обращенную к сознанию человека;
  2. этическую.

Для получения определенного рекреационного эффекта важна не только познавательная информация, но и эмоциональные переживания человека, основанные на восприятии эстетических свойств культурно-исторических объектов.

В экономике отдельных стран международный туризм выполняет ряд функций. Он выступает как:

  • источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
  • средство расширения вкладов в платежный баланс и ВНП страны;
  • средство диверсификации экономики, создающее отрасли, обслуживающие сферу туризма;
  • средство роста занятости, роста доходов и повышения уровня благосостояния нации.

С ростом потребности людей в путешествиях растет в объемах и индустрия туризма как совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих производство и потребление товаров и услуг для туристов. Поэтому быстрыми темпами растет социально-экономическая роль туризма в жизни человечества.

Мексику, Бразилию, Перу, Аргентину, Кению, Египет не отнесешь к самым развитым странам. Однако власти здесь давно поняли, что отличный туристский сервис, налаженный с помощью государства, способствует подъему всей экономики. Примеры последних лет — успехи в туризме Китая, Таиланда, Индонезии. В Кении туризм стал чуть ли не единственным источником получения средств на сохранение самобытности, ремесел и охрану природы. Министерство туризма есть даже на Сейшельских островах.

В 1950 г. было совершено 25 млн. международных туристских поездок, поступления в бюджет государств составили 2,5 млн. долларов. В 1993 г. эти цифры составили соответственно 500 млн. и 304 млрд.

По данным ВТО, число прибытий иностранных туристов и экскурсантов во все государства мира в 1980 г. составило около 234 миллионов, что почти на 10% больше, чем в 1975 г. и почти в 4,6 раза больше, чем 20 лет назад. Стоимость продукции (услуг и товаров туристского спроса), реализуемой и потребляемой в сфере туризма, превысила 100 млрд. долларов в год.

По данным ВТО, в 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов (без учета поступлений от международного транспорта).

На состоявшемся в начале 1995 г. в Осаке (Япония) мировом туристском форуме отмечалось, что экспорт и импорт впечатлений стали основными источниками занятости и производителями десятой части мирового валового продукта. Среднегодовые темпы роста турпоездок составляют 7,2%, а доходов от них — 12,2%. Никакая отрасль мировой экономики не работает так стабильно.

Современная организация работы на факультете туризма

Многолетние исследования, проведенные сотрудниками факультета туризма, доказали, что оптимальная технология учебно-воспитательного процесса будет со следующей структурой подразделений факультета.

За эти годы была сформирована концепция подготовки специалистов туристской индустрии в вузе, позволившая выявить факторы, влияющие на развитие отечественного туризма и наиболее перспективные направления этого бизнеса. Государственный стандарт обучения реализуется через инновационные туристские проекты, с участием в них всех студентов и преподавателей. С 2004 г. на факультете туризма КазАСТ осуществляется научная и спортивно-производственная программа «Высочайшие вершины континентов». В рамках этой программы команда академии совершила восхождение на высочайшие вершины Африки, Европы и Америки. Вся полученная в результате работы по программе информация используется для подготовки менеджеров туризма к организации и осуществлению не только внутренних, но и трансконтинентальных туров. В 2008 г. в Казахской академии спорта и туризма сложился учебно-научно-производственный комплекс, включающий в себя факультет туризма, туристскую фирму «Каранар» и Научно-исследовательский институт туризма.

В настоящее время на факультете туризма ведется подготовка по трем специальностям:  специальность: 5В 090200 – Туризм; специальность: 5В 090400 – Социально-культурный сервис; специальность: 5В 091200 – Ресторанное дело и гостиничный бизнес.

5В090200 — специальность «Туризм».

Турфирмы Казахстана испытывают потребность в менеджерах, имеющих хорошую экономическую, страноведческую и языковую подготовку и способных составлять туристские программы, как на прием иностранных туристов, так и на отправку граждан Казахстана в ближнее и дальнее зарубежье.

Международным туризмом называется совокупность въездного и выездного туризма. При этом выездным туризмом называются путешествия лиц, постоянно проживающих в  какой либо стране, в другую страну. Въездным туризмом называются путешествия в пределах страны лиц, не проживающих постоянно в данной стране. Выездным туризмом в РК занимается более половины туристских фирм, которые организуют рекреационно-познавательные и деловые поездки граждан Казахстана за рубеж. Рекреационно-познавательными называются поездки за рубеж (в основном, на морские и горные курорты) для отдыха и экскурсий по наиболее выдающимся памятникам истории культуры той или иной страны.

Внутренним туризмом называются путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в данной стране. В настоящее время внутренний туризм РК занимает незначительный объем в туристских услугах республики. Однако, все большее количество туристских фирм, особенно г. Алматы, предлагает экскурсионные и рекреационные программы для граждан Казахстана. Это направление туризма постепенно развивается на внутреннем рынке товаров и услуг. Студенты, выбравшие данную специализацию, дополнительно изучают такие учебные дисциплины, как технология экскурсоведения, культурный сервис и туризм, памятники истории и культуры региона.

Учебный план факультета предусматривает основательную экономическую, правовую, туристскую и компьютерную подготовку, углубленное изучение иностранных языков, вождение легкового автомобиля. Теоретическая подготовка студентов сочетается с практическим освоением туристского дела посредством работы в бригадах сопровождения иностранных туристов, на международных туристских выставках, ярмарках и конференциях, участием в туристских соревнованиях и конкурсах. Практические занятия проводятся в туристских фирмах, гостиницах, спортивно-развлекательных центрах и других структурах, входящих в состав Казахстанской туристской ассоциации. Академия является членом КТА. Для проведения практических занятий и бизнес — мероприятий академия располагает горной учебно-научной базой «Горельник» в Малом Алматинском ущелье, «Каймар» в горном садоводе и спортивно-туристской базой на Капчагайском водохранилище.

Коммерческими шоп-турами называются поездки наших граждан за рубеж для покупки и последующей реализации товаров, которые являются дефицитными в местах постоянного проживания туристов или стоят дешевле.

В конце 80-х — начале 90-х годов социальный туризм (финансируемый из общественных средств), который культивировался в СССР, постепенно сменился туризмом экономическим. В свою очередь, в казахстанском экономическом туризме, как и на всей территории СНГ, начал постепенно превалировать туризм коммерческий, в котором поездки за рубеж связаны с покупкой и перепродажей товаров.

Объемы коммерческого туризма постепенно увеличивались, по мере того, как все больше предприятий легкой и пищевой промышленности Казахстана сокращали производство или вообще прекращали свою деятельность. Поэтому в настоящее время большая часть товаров широкого потребления завозится в Казахстан из-за рубежа, при этом более трети поставок осуществляется шоп-туристами.

Если исходить из энциклопедического определения понятия «туризм», то шоп-туры нельзя считать поездками туристскими. Однако, эти поездки обслуживаются фирмами, предлагающими на рынке туристских услуг потребителям так называемый туристский продукт, имеющий свои потребительские свойства.

В понятие «активный туризм» входят все виды туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т.е. с затратой собственных физических усилий туриста. В Казахстане для иностранных клиентов культивируются горные, водные, велосипедные (маутинбайк) путешествия. Это направление туристского дела весьма выгодно экономически, т.к. способствует поступлению валюты в республику, созданию дополнительных рабочих мест и т.п. Фирм, занимающихся этим направлением в Казахстане, мало, т.к. не хватает специалистов. Поэтому рынок труда в этой части туристского дела весьма перспективен для выпускников факультета.

Студенты, выбравшие данную специализацию, дополнительно изучают такие учебные дисциплины, как основы техники, тактики активных видов туризма, биологические основы активных видов туризма, туристско-спортивная подготовка по избранному виду туризма, методы научных исследований в спортивном туризме.

5В 090400 – специальность «Социально-культурный сервис». 

     Сервис – обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни   (напр., гостиничный С., автомобильный С.). Принципы современного С.: обязательность предложения основных и дополнительных услуг; эластичность; комфортность; адекватность технического уровня сервисного оборудования производственному уровню предприятия; информированность об оценках потребителей; разумная ценовая политика; гарантированное соответствие объемов производства требованиям С.

 В настоящее время государственный стандарт по специальности «Социально-культурный сервис» Министерством образования и науки еще не опубликован. Однако, данная специальность культивировалась в КазАСТ еще 7 лет назад. Общая характеристика специальности такова. Выпускник по специальности «Социально-культурный сервис» отвечает следующим требованиям:

  1. Знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;
  2. Знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью, семьей, обществом и окружающей средой;
  3. Обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса с учетом применения прогрессивных технологий;
  4. Знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе;
  5. Принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;
  6. Способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;
  7. Умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
  8. Обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм; обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;
  9. Владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.

5В 091200 – специальность «Ресторанное дело и гостиничный бизнес».

Гостеприимство (Hospitality) – гармоническое сочетание производства туристских услуг, комфортности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения потребностей гостей при гарантиях их безопасности, физического и психологического комфорта. Сфера приема и обслуживания, которая опирается на принципы г., характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям. Основные направления г.: питание, размещение, перевозка, рекреация.  «Гостеприимство – это секретный элемент любого заботливого обслуживания. Забота, проявленная по отношению к гостю, способность чувствовать потребности клиента – неуловимые, но столь очевидные черты в поведении служащего…  Трудно дать полное и точное определение гостеприимства, но любой из нас может сразу заметить, когда оно отсутствует. Это качество обслуживания, а не уровень подготовки или опыт, которому учатся» [Браймер].   «Гостеприимство – это более, чем запоминание фактов и выполнение квалифицированной работы. Нравится это или нет, гостеприимство требует времени и нуждается в коллективном сотрудничестве»  [Метелка]. «Принимайте на работу только добропорядочных людей, чистосердечных и обходительных, которые часто и охотно улыбаются.…   Избавляйтесь от ворчунов, от людей, которые не умеют скрывать свое плохое настроение, и от людей, которые ведут себя так, будто каждый день находятся под бременем постоянных забот и испытывают за это неудобства. Вы не сможете перевоспитать этих людей. Вы не сможете найти для них подходящую работу. Избавляйтесь от них. Пусть их берет на работу кто-нибудь другой, а вы возьмите себе того, кого сможете научить»  [Элсворт М.Статлер].

Гостиница –  имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг размещения; коллективное средство размещения туристов – элемент туристской инфраструктуры.

Ресторан – предприятие питания. Концепция и тематика Р. вытеснила потребность в имидже владельца. Управление Р. взяли на себя специализирующиеся на этом компании, в большинстве своем малоразличимые между собой.

В настоящее время гостиничный рынок республики по-прежнему имеет высокий потенциал для роста, что подтверждается дефицитом спроса и предложения, спровоцированного недостатком качественных проектов. По информации Агентства РК по статистике, в 2009 году в Казахстане насчитывалось 1146 предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся размещением посетителей. Объем услуг объектов размещения в сопоставимых ценах уменьшился в отчетном периоде по сравнению с январем-июнем 2008 года на 20,4%.

Однако, несмотря на общеэкономический кризис, причин, которые подтолкнули бы гостиницы к демпингу, пока нет. Гостиницы в составе многофункциональных комплексов тоже имеют неплохие перспективы, отдельные отели наверняка переживут трудные времена – загрузка в них упала в два раза из-за резкого сокращения проведения симпозиумов и семинаров.

Максимально приспособленными к кризису станут отели, реализованные с учетом рыночных реалий, у которых не была завышена стоимость входа на рынок и земельного участка и есть партнер – гостиничный оператор с сильным брендом.

По исследованиям КАГиР, туристы внутреннего рынка ищут, в первую очередь, комфорт, чистоту, практичные гостиничные номера, удобства с «прикосновением» к казахскому стилю и, конечно, качество предоставляемых услуг.

Самая острая проблема на сегодняшний день заключается в том, что в республике не хватает подлинных трехзвездочных отелей. И тут стоит подчеркнуть, что серьезный удар по планам строительства новых отелей нанесли банки, поднявшие проценты по кредиту, что, соответственно, увеличило срок окупаемости объекта. Больше всего в этой ситуации пострадали девелоперы, список планируемых к строительству отелей будет сокращен, но начатые проекты, скорее всего, будут реализованы.

В Алматы в 2009 году насчитывалось 88 гостиниц, которые обслужили 166 223 посетителя. Из них категории 5* обслужили 24 002 человека, 4* — 48 843, 3*- 41 403, 2* — 12 049, 1* — нет, б/к. – 39 926 человек. Все они оказали услуг на 7 447 362,2 тыс. тенге. В объектах размещения насчитывается 4445 номеров с единовременной вместительностью 8103 койко-места с общей загрузкой по г. Алматы 23,9%.

Таким образом, рынок труда в сфере гостинично-ресторанного бизнеса РК имеет тенденцию к расширению, а выпускники, окончившие ВУЗ по данной специальности — к трудоустройству.

Работа сотрудников факультета туризма в Казахстанской туристской ассоциации дала возможность более эффективно решать проблемы учебно-воспитательного процесса, трудоустройства выпускников и другие. Так, производственная (для студентов 3 курса) и преддипломная (для студентов 4 курса) практики осуществляются более упорядоченно и целенаправленно.

Каждый студент по отработанной форме составляет резюме, где указывает избранную им  специализацию и тему дипломной работы. В сопроводительном письме в КТА указывается в какую туристскую фирму, гостиницу, ресторан или социально-культурное учреждение (боулинг-центры, биллиардные, казино и т.п.) пожелал идти студент-практикант. Сотрудники КТА выбирают соответствующее учреждение, в котором работают квалифицированные специалисты, способные научить студентов использовать полученные в академии знания на практике. Такая система позволяет убедиться в правильности выбора студентом специализации, при необходимости поменять специализацию и начать сбор информации по избранной теме дипломной работы.

На следующий год при прохождении преддипломной практики распределение студентов осуществляется таким же образом. Однако  до этой практики, в начале учебного года осуществляется окончательный выбор темы дипломной работы студентов и их научных руководителей, который утверждается приказом по академии. На данной практике  студенты завершают сбор информации по дипломной работе и в дальнейший период обучения осуществляют написание текста работы. Всячески приветствуется при этом назначение руководителями дипломных работ директоров и менеджеров турфирм, гостиниц, ресторанов и социально-культурных учреждений.  Указанная система работы с КТА позволяет осуществить выбор студентами место будущей работы по специальности.

Одним из самых эффективных способов приближения учебно-воспитательного процесса на факультете к реальной практике туристского бизнеса является сотрудничество факультета туризма с ведущими турфирмами Казахстана.

Участие студентов факультета в летних программах казахстанских турфирм положительно влияет не только на имидж академии в сфере туристского бизнеса, но и помогает решать проблемы трудоустройства студентов по профилю обучения. Примером такого сотрудничества могут быть турфирмы “Sunkar Almaty”, гостиница «Астана-Интеротель» и другие. Успешная работа студентов летом позволяет руководителям турфирм оставлять их в штате фирм, после чего эти студенты в дальнейшем продолжают учебу на заочном отделении.

Убедивших в профессиональной подготовленности и дисциплинированности наших студентов, турфирмы сами приглашают их на производственную практику и предсезонные учебные семинары. При этом для проведения семинаров используется не только материальная база Академии, но и наиболее квалифицированные преподаватели ФТ.

Важной формой довузовской подготовки будущих абитуриентов является руководство преподавателями кафедры ТиС теми школьниками, которые выполняют научные работы по туристской или смежным темам. Так, В.Н.Вуколов руководил учащимися выпускного туристского класса многопрофильной гимназии №79 Ноеренчук М. и Ивченко Д.,  которые в октября 2001 г. выполнили научные проекты соответственно по темам  «Большой каньон реки Чарын» и «Туристский маршрут по местам военного похода Тамерлана в 1390 г.»  Оба эти проекта представлялись на Алматинский городской конкурс ученических  научных проектов, на котором Денис Ивченко занял третье призовое место.

 

Профессорско-преподавательский состав

На кафедре ТиС работает квалифицированный и дружный научно-педагогический коллектив, успешно осуществляющий как теоретическую, так и практическую программу обучения студентов в  сфере туризма и сервисного обслуживания.

В настоящее время в составе кафедры управления туризмом и сервисом 23 преподавателя. Из них 4 доктора и 5 кандидатов наук. В штат входят: декан, доктор политических наук Симтиков Ж.К., директор НИИ туризма профессор, доктор педагогических наук Вуколов  Владимир  Николаевич; 1-й вице-президент Академии, профессор, доктор педагогических наук Макогонов Александр Николаевич; профессор, доктор биологических наук Иванов Александр Сергеевич; PhD, ст. преподаватель Ганитаев Махмуд Сайдиганиевич; кандидат географических наук, доцент Аблеева Анна Геннадиевна; кандидат экономических наук, доцент, ст. преподаватель Маковецкая Людмила Викторовна; кандидат географических наук, доцент, ст. преподаватель Актымбаева Бахыт Избасаровна; кандидат юридических наук, ст. преподаватель Санабаева Диана Умутбековна; кандидат экономических наук, доцент, ст. преподаватель Гималетдинов Камиль Валенурович; доцент, ст. преподаватель Алибаева Кенжегуль Сапаргалиевна; ст. преподаватель Иргебаев Максат Ислямович; ст. преподаватель Калиева Ботагоз Насиевна; ст. преподаватель Нусупова Лариса Сергеевна; ст. преподаватель Зиадина Арна Зарлыхановна; преподаватель Романенко Алексей Юрьевич, преподаватель Сарсенова Индира Бакитжановна; кандидат педагогических наук, преподаватель Вуколов Александр Владимирович; преподаватель Медеева Баян Каипжановна; преподаватель Баймырза Шамшат Куанышовна.

На кафедре проводят занятия высококвалифицированные преподаватели-инструкторы туризма, имеющие различные спортивные разряды и достижения.

Наибольший стаж научно-педагогической деятельности в вузе и занятий туристской деятельностью имеют профессоры А.Н.Макогонов, А.С.Иванов, В.Н.Вуколов.

 

Макогонов Александр Николаевич, 1946 года рождения, русский. В 1967 году с отличием закончил Казахский институт физической культуры и после службы в армии постоянно работает  в Казахской академии спорта и туризма (КазИФК) на различных научно–педагогических  и административных должностях. Макогонов А.Н являлся инициатором создания кафедры  массовой физкультуры – оздоровительной работы  и кафедры туризма. В течение 17 лет был заведующим этих  кафедр  и 16 лет работал проректором по научной и методической работе. С 2006 года – Первый  вице–президент  КазАСТ, Председатель докторского диссертационного совета. В 1973 году он защитил  диссертацию в Латвийском институте  экспериментальной и клинической медицины  на соискание  ученой степени  кандидата биологических наук. В 1979 году ему присвоено ученое звание доцента. В 2003 году защитил  докторскую диссертацию в области теории и методики активных видов туризма. В 2004 году ему присвоено ученое звания  профессора, а в 2006 году – член-корреспондента АПН РК. Макогонов А.Н. опубликовал  более 200 научных работ, в числе которых 11 монографий и  учебных пособий, 9 авторских свидетельств  на   изобретения. Его научные разработки удостаивались  серебряной медали ВДНХ СССР, он награжден 5-ю дипломами ВДНХ КазССР. Более  30 лет занимается   разработкой педагогических и медико-биологических  проблем  спорта высших  достижений  и туризма. В течение 15 лет входил состав КНГ сборных  команд СССР и Казахстана  по различным  видам спорта. Его имя занесено в книгу «Кто есть кто в горной науке». Макогонов А.Н. награжден Знаками «Изобретатель СССР», «За заслуги в области высшего образования СССР», «Почетный работник образования РК», «Почетный работник туризма РК», «Заслуженный инструктор туризма РК», «Почетный деятель спорта РК».

 

 

Иванов Александр Сергеевич родился в 1946 году, русский. Получил образование в нашей стране и в дальнем зарубежье. В 1967 году с отличием окончил Казахский институт физической культуры, а затем биологический факультет Казахского педагогического института им. Абая. В 1982-83 годах прошел стажировку в институте физиологической химии университета им. Шиллерра в Германии. В КазАСТ (КазИФК) постоянно работает с 1967 года, являясь заведующим проблемной научно-исследовательской лаборатории «Высокогорье и спорт», директором научно-исследовательского института спорта, профессором кафедры туризма. В 1972 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук, а в 1996 году – доктора биологических наук. С 1998 года Иванов А.С. – профессор.

За период научно–педагогической деятельности им опубликовано около 300 научных работ. Он автор 8 изобретений и более 70 внедрений в практику спорта. Под его руководством защищены докторская и 5 кандидатских диссертаций.

Его имя занесено в книгу «Кто есть кто в горной науке» и энциклопедический словарь «Спортивный Казахстан».

Иванов А.С. на протяжении многих лет являлся руководителем научных проектов, возглавляет КНГ по научно–методическому обеспечению подготовки сборных команд Казахстана к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Он вносит большой вклад в разработку государственных программ по физической культуре и спорту, в развитие спортивной науки Казахстана. Его плодотворная трудовая деятельность отмечена знаками «За заслуги в развитии науки РК», «За вклад в развитии Олимпийского движения в РК», «Почетный деятель спорта РК», «За заслуги в развитии туризма в РК».

 

Вуколов Владимир Николаевич, 1950 года рождения, русский, родился в селе Сарканд Алматинской области. В 1972 г. с отличием закончил исторический факультет Казахского педагогического института им. Абая. Служил в Вооруженных Силах СССР. С 1974 г. работал преподавателем в вузах г. Алма-Аты. В настоящее время работает деканом факультета туризма Казахской академии спорта и туризма, доктор педагогических наук, профессор, автор 82 опубликованных работ по проблемам развития туризма и подготовки туристских кадров, в том числе книг: «По Северному Тянь-Шаню». М., Профиздат, 1991-208 с.; «Основы техники и тактики активных видов туризма». Алматы, 1996-244с.; «Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях». Алматы, 1999-265 с. и четырех туристских карт по Северному Тянь-Шаню.

В 1977 г. В.Н.Вуколову присвоено звание мастера спорта СССР по горному туризму, он является старшим инструктором горного туризма, судьей республиканской категории по технике горного туризма. В 1990 г. сборная команды Казахской ССР под руководством В.Н.Вуколова впервые прошла горный туристский маршрут шестой категории сложности по Северному Тянь-Шаню и заняла третье призовое место в чемпионате СССР по горному туризму. В 1991 г. эта же команда прошла горный туристский маршрут шестой категории сложности по Центральному Тянь-Шаню с восхождением на высшую точку Казахстана — пик Хан-Тенгри (7010м).

Вуколов В.Н. один из авторов «Концепции развития туризма в Республике Казахстан»; «Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан»; «Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по специальности 080140 «Туризм»».

1 октября 2001 г. В.Н.Вуколов защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях».

В.Н.Вуколов участвовал в туристском освоении Тянь-Шаня, Памира, Фанских гор и Джунгарии. В казахстанской экспедиции 1986 г. группой горных туристов  под руководством В.Н.Вуколова совершены первопрохождения таких перевалов Джунгарского Алатау, как Тронова (1б), Натальи (1б), Ольги (2а),  Тюйте (1а), Арал-Тобе (1б), Бацких (2б), Казтурсовета (2а), Каскабулак (2б), Кокчетав (1б). В 1988 г. группой туристов г. Алма-Аты с участием В.Н.Вуколова совершено первопрохождение перевалов  ТЭУ южный (2а), Мурынтау-Зыкина (2а), 70 лет Октября (2а) на Северном Тянь-Шане.

В 1990 г. сборная команда горных туристов Казахской ССР под руководством В.Н.Вуколова совершила первопрохождение следующих перевалов Северного Тянь-Шаня: Седло Туюк-Су (3а), Талгар Центральнный (3б), Вершинный (2а), Кунгей (3а), Жассык (1б), Чойбалсан (2б), Чойбалсан Восточный (2а), Наука (1б) и других.

Все указанные перевалы внесены в книгу «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня». М., 2001. В.Н.Вуколовым  написаны в этой книге два раздела: «Северный Тянь-Шань» и «Джунгарский Алатау».

Всего за период с 1966 по 2002 г.г. В.Н.Вуколовым совершено 65 категорийных туристских походов, в том числе 14 горных походов IV-VI категорий сложности.

В 2006 году сборная команда КазАСТ под руководством Вуколова В.Н. совершила горный поход 6-й к.с. по Северному Тянь-Шаню, в результате команда в третий раз стала чемпионом Казахстана по горному туризму.

В настоящее время доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, мастер спорта международного класса В.Н.Вуколов сочетает должность  директора Научно-исследовательского института КазАСТ.

Научно — исследовательская и научно — методическая работа на факультете туризма

С 1999 г. на факультете туризма успешно функционировал научно-исследовательский центр индустрии туризма (НИЦИТ), который оказывал значительную научно-методическую помощь не только студентов ФТ, сотрудникам туристских фирм, но и Агентству РК по туризму и спорту. Именно по просьбе Агентства авторский коллектив в составе В.Н.Вуколова, Д.Б.Даминовой, А.Д.Балдыбековой, Е.А.Бурлевой разработал в 2000 г. «Положение о научно-исследовательском институте индустрии туризма». Этот институт предполагалось создать на базе КазГАСТ, однако средств на реализацию этого проекта (несмотря на одобрение Агентством его сути) не было выделено.

Сотрудниками НИИЦТ, партнерами и преподавателями кафедры разработаны типовые программы по следующим учебным дисциплинам, входящим в государственный стандарт:

  1. Маркетинг туризма (А.М.Жусупова);
  2. Микроэкономика (А.М.Жусупова);
  3. Экономическая теория (А.М.Жусупова);
  4. Гостиничный сервис (А.М.Жусупова);
  5. Менеджмент туризма (А.Н.Макагонов, Е.А.Бурлева);
  6. Менеджмент туристских агенств и персонала (Е.А.Бурлева);
  7. Новые информационные технологии (В.П.Дворецкий);
  8. Экология в туристской деятельности (Ю.М.Попов);
  9. Физическая география (К.С.Алибаева);
  10. Введение в специальность (В.Н.Вуколов);
  11. Основы туристско-краеведческой работы (В.Н.Вуколов);
  12. История и теория международного туризма (В.Н.Вуколов);
  13. Психология туризма (В.В.Жемчужникова);
  14. Организация и планирование туристского бизнеса (В.Н.Вуколов);
  15. Управление персоналом туристского предприятия (В.Н.Вуколов);
  16. Экскурсоведение (В.Н.Вуколов);
  17. Культурный сервис и туризм (В.Н.Вуколов);
  18. Памятники истории и культуры региона (А.Н.Марьяшев, Г.Н.Билялова);
  19. Рекламно-информационная деятельность в туризме (Т.А.Егорова);
  20. Современная практика коммерческого туризма (В.Н.Вуколов);
  21. Риски и экономическая безопасность турфирм (В.Н.Вуколов, Н.М. Лапина);
  22. Социальный сервис (В.Н.Вуколов);
  23. Основы техники и тактики активных видов туризма (В.Н.Вуколов);
  24. Биологические основы активных видов туризма (А.С.Иванов);
  25. Туристско-спортивная подготовка по избранному виду туризма (В.Н.Вуколов, Ю.А.Воробьев);
  26. Методы научных исследований в спортивном туризме (А.С.Иванов, А.Н.Макогонов);
  27. Социальная и экономическая география (Б.Н.Калиева);
  28. Мировая экономика и МЭО (А.Д.Балдыбекова).

По содержанию типовых программ сотрудниками факультета туризма подготовлены учебные пособия по следующим дисциплинам: введение в специальность; основы туристско-краеведческой работы; основы техники и тактики активных видов туризма; содержание и методика написания дипломных сочинений по специальности «Туризм».

Кроме того, подготовлены учебно-методические комплексы (госстандарт; типовая учебная программа; электронный учебник; тестовые вопросы и ответы) по дисциплинам: «История и теория международного туризма» (В.Н.Вуколов); «Менеджмент туризма» (А.Н.Макогонов, Е.А.Бурлева) на электронных носителях и в обычном печатном варианте.

В период с 1999 г. по настоящее время продолжали укрепляться связи кафедры ТиС и факультета туризма с отечественными и зарубежными спортивно-туристскими организациями. Сотрудничество с указанными организациями носит в основном организационный и научно-методический характер.

Так, при подготовке к защите докторских диссертаций В.Н.Вуколова в 2001 г. и А.Н.Макогонова  в 2003 г. отзывы на авторефераты обсуждались и рецензировались Международным туристско-спортивным союзом СНГ (генеральный секретарь, мастер спорта СССР В.Ю.Попчиковский) и Российским туристско-спортивным союзом (президент, заслуженный мастер спорта России И.Е.Востоков).

Ведущие специалисты факультета туризма для обмена опытом учебно-воспитательной работы со студентами и результатами научной работы поддерживают регулярные связи с коллегами, работающими в туристских вузах ближнего зарубежья. В октябре 2001 г. в г. Алматы, по инициативе ректора КазАСТ профессора Закирьянова К.К., состоялась учредительная конференция по созданию Ассоциации вузов стран СНГ по физической культуре, спорту и туризму. В члены Ассоциации вступили Российская международная академия туризма, Национальный институт спорта и туризма Белоруссии, Киргизская академия туризма и другие. Именно с этими вузами, обучающими будущих специалистов туризма, и установили связи преподаватели кафедры управления туризмом и сервисом. В настоящее время эти связи выражаются прежде всего во взаимном рецензировании диссертаций, выполнении функции ведущих организаций, контролирующих научный уровень диссертаций, защищаемых по туристской тематике.

Так, при защите докторской диссертации В.Н.Вуколова отзыв ведущей организации подписали директор института рекреации и туризма Российской государственной академии физической культуры, профессор С.А.Гониянц и заведующий кафедрой общей и специальной педагогики РГАФК, профессор С.Д.Неверкович. На защите докторской диссертации А.Н.Макогонова роль ведущей организации выполнял Национальный университет физического воспитания Украины.

Одновременно укреплялись и связи с кафедрами туризма казахстанских вузов. Так, в январе 2003 г. кафедра ТиС дала отзыв о кандидатской диссертации М.Д.Мамадиарова на тему «Методические подходы к разработке региональной концепции развития туризма», представленной к защите в диссертационном совета КО 14А.15.03 Казахского национального университета имени Аль-Фараби. А заведующий кафедрой туризма КазНУ им. Аль-Фараби, доктор географических наук, профессор С.Р.Ердавлетов дал положительный отзыв и выступил на защите докторской диссертации А.Н.Макогонова.

Исходя из содержания приоритетных направлений в развитии туристской деятельности в РК на кафедре ТиС были форсированы исследования проблем активных и спортивных видов туризма. Как итог двадцатилетних исследований 28 февраля 2003 г. заведующим кафедрой ТиС А.Н.Макогоновым была защищена диссертация  «Оптимизация двигательной деятельности туристов в горной и пустынной местности» на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности  13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Основное содержание диссертации А.Н.Макогонова было изложено в его монографии «Научные и методические основы туризма в горной и пустынной местности» (Алматы, 2002-281 с.).

Актуальность разработки указанной темы обусловлена тем, что значительную часть территории Казахстана занимают горы, массовое исследование которых будет способствовать, с одной стороны, решению оздоровительных  задач населения страны, повышению адаптационных возможностей и работоспособности человека, а с другой — развитию горного туризма как одного из самых перспективных видов активного туризма в республике. Богатейшие туристско-рекреационные ресурсы Казахстана, важнейшими из которых являются горы, внутри страны используются недостаточно. Оптимизация двигательной деятельности в обычных и усложненных условиях окружающей среды относится к центральной проблеме теории и методики массового спорта и туризма. Однако, многие вопросы, касающиеся научно-методического обоснования режима использования горных условий в системе оздоровительных и реабилитационных мероприятий, повышения физической работоспособности человека в горной и пустынной местности изучены явно недостаточно.

При проведении итогов научно-исследовательской работы всех подразделений Казахской академии спорта и туризма за 2002 г. (решением Ученого Совета от 18.03.03г. №12) кафедра управления туризмом и сервисом заняла второе место из 12 подразделений.

Сотрудники академии участвовали в разработке основополагающих документов туристской индустрии Республики Казахстан:

  1. Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в   Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г. №  211-II.
  2. Концепции развития туризма в Республике Казахстан от 6 марта 2001 г. №333.
  3. Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан до 2005 года.
  4. Государственного общеобязательного стандарта по специальностям 08140 «Туризм» и 08240 «Сервис» и соответствующих типовых учебных планов и программ.

Как известно, критерий эффективности научных исследований определяется практикой. Поэтому внедрение результатов исследований преподавателей и студентов ФТ в практику туристского бизнеса всегда было важным элементом научно-исследовательской работы на факультете. Так, департамент туризма при аппарате акима г. Алматы  для участия в ежегодной Международной туристской бирже JТВ-2002 в г. Берлине был выпущен «Путеводитель по Казахстану. Алматы — центр туризма Казахстану» (Алматы, издательство «Баур», 2002).

В указанный путеводитель, представляющий Казахстан мировому туристскому бизнесу, была включена авторская туристская программа тура по Алматинскому заповеднику, составленная студенткой 4 курса ФТ Ольгой Стаценко. В этот же путеводитель были включены две программы туров В.Н.Вуколова, в том числе программа под названием «К высочайшей вершине Северного Тянь-Шаня — пику Талгар». Следует отметить, что путеводитель был выпущен на русском, английском и немецком языках и его тираж был полностью распродан отечественным и зарубежным специалистам туристского бизнеса.

Связи отдельных сотрудников кафедры ТиС со спортивно-туристскими организациями ближнего зарубежья были установлены еще в советский период развития Казахстана. Так, В.Н.Вуколов еще в 80-е годы был избран и несколько лет работал в составе центральной горной комиссии Всесоюзной Федерации туризма. Эта работа предусматривала не только организацию экспедиций, походов и соревнований, но и большой объем научно-методических исследований.

В результате этой работы был составлен и утвержден президиумом Всесоюзной Федерации туризма (протокол №6-14, от 25 июня 1988 г.) «Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР».  «Перечень» был издан книгой (Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Составитель Л.Б.Директор, М., Профиздат, 1990-576 с.), в которую включены сведения о четырех тысячах классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Здесь приводятся названия перевалов, место их нахождения, высота над уровнем моря, категория трудности. Даны также краткие сведения о физико-географических и спортивных особенностях. В подготовке книги принимали участие ведущие туристы-горники СССР. Разделы «Северный Тянь-Шань» и «Джунгарский Алатау» (в соавторстве с С.Я.Волковым, Б.Г.Карловым, Н.В.Малых, А.Г.Нам, А.Ф.Харченко, Е.И.Цой, В.С.Тихоновым) написаны мастером спорта В.Н.Вуколовым.

Суть проведенных исследований состояла в том, что в спортивных туристских походах, экспедициях, учебных сборах составители «Перечня…» проходили новые перевалы, составляли по определенной системе паспорта с техническим описанием прохождения и предоставляли их в центральную горную комиссию. Ведущие туристы-горники страны проверяли представленную информацию, сопоставляли ее с раннее полученными сведениями и только после этого включали ее в «Перечень…». Так, по результатам горных туристских походов в период с 1965 по 1990 г.г. В.Н.Вуколовым были совершены первопрохождения 9 перевалов Северного Тянь-Шаня и 11 перевалов Джунгарского Алатау. Сведения о них были включены в «Перечень…». Кроме того, используя информацию, собранную за 25 лет походов, В.Н.Вуколов написал и выпустил в свет книгу «По Северному Тянь-Шаню: Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей Алатау». (М., Профиздат, 1991-208 с.).

С первых лет нового XXI века было продолжено научно-методическое сотрудничество кафедры ТиС со спортивными туристскими организациями ближнего зарубежья. Прежде всего это выразилось в том, что информация о новых перевалах, пройденных преподавателями и студентами в походах, трекингах и разведывательных выходах, передавалась (как и в прежние годы) в горную комиссию Международного туристско-спортивного союза. Там она подвергалась экспертизе, уточнениям и после этого материалы включались в очередное дополнение к «Перечню перевалов».

За период 1990-2000 г.г. ведущими туристами-горниками  СНГ была пройдена почти тысяча новых перевалов, описание которых не было включено в «Перечень…» 1990 года. Новая редакция «Перечня перевалов» была утверждена решением Президиума Туристско-спортивного союза России (протокол №13 от 7 апреля 2001 г.). Вся информация перечня была опубликована в книге: «Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня». (М., 2001-404 с.) .

Как и в прежней редакции «Перечня…», разделы «Северный Тянь-Шань» и «Джунгарский Алатау» (в соавторстве с прежним коллективом) были написаны В.Н.Вуколовым.

Новая редакция «Перечня перевалов» дала возможность казахстанским любителям гор познакомится с достижениями отечественных и зарубежных туристов за последние десять лет XX века и стимулировала планирование новых походов и экспедиций. Так как часть новых перевалов по Северному Тянь-Шаню была пройдена российскими туристами, Федерацией спортивного туризма Республики Казахстан была запланирована на 2003 г. новая экспедиция по этому району. При этом руководитель экспедиции и основа ее личного состава была выбрана из числа туристов КазАСТ.

Результаты научных исследований преподавателей ФТ находят внедрение и в международном туристском бизнесе. С 17 по 18 октября 2001 г. Всемирная туристская организация и Агентство РК по туризму и спорту проводили в г. Алматы международный семинар на тему «Экотуризм — инструмент устойчивого развития в XXI веке». В результате предварительного отбора в штаб-квартире ВТО в г. Мадриде  все материалы преподавателей ФТ КазАСТ были одобрены. На пленарном заседании семинара были сделаны нашими преподавателями следующие доклады: 1.»Характеристика понятия «экологический туризм» и его место в общей классификации туристских путешествий» (В.Н.Вуколов); 2.»Перспективы развития экологического туризма в Республике Казахстан» (Л.С.Слепокурова); 3.»Экономические основы развития экологического туризма в Алматинской области» (А.Б.Балдыбекова); 4.»Общая характеристика ресурсов экологического туризма в Алматинской области» (А.М.Жусупова). Всем перечисленным докладчикам по окончанию семинара был вручен сертификат ВТО.

Участие в заседаниях семинара приняли 22 студента 4 курса ФТ и 30 студентов 2-3 курсов обслуживали семинар в качестве переводчиков, барменов и официантов. По окончанию семинара Агентство РК по туризму и спорту в лице его председателя Д.Турлыханова своим письмом №1-1-6/2446 от 24 октября 2001 г. выразило глубокую признательность лично ректору КазАСТ профессору К.Х.Закирьянову, преподавательскому составу и студентам за оказанную помощь в подготовке и проведении международного семинара ВТО.

28-29 ноября 2002 г. Всемирная туристская организация совместно с Агентством Республики Казахстан по туризму и спорту проводила в г. Алматы рабочий семинар на тему «Тенденции и методики развития мирового туризма.» Активное участие в данном семинаре приняли (и получили соответствующий сертификат ВТО) преподаватели кафедры ТиС А.Н.Макогонов, В.Н.Вуколов, Куспаева Н.М., Рысов М.А., Иргебаев М.И., Тайшихан А.А., Нусупова Л.С., Исмаилова Ж.Б., а также заведующая отделом международных связей и маркетинга КазАСТ Закирьянова С.Б.

Участие преподавателей кафедры ТиС в указанных семинарах международного уровня дало возможность накопления статистической информации по развитию международного туристского бизнеса и стимулировала их научные исследования.

Промежуточные результаты исследований,  проводимых сотрудниками кафедры ТиС,  регулярно докладывались на научных и учебно-методических конференциях академии. Так, 12 апреля 2000 г. на очередной научной конференции КазАСТ В.Н.Вуколов сдал доклад «Современное состояние и перспективы развития активных видов туризма в РК»;  А.Н.Макогонов — два доклада: «Сравнительная характеристика различных режимов пешего передвижения туристов в условиях горной и пустынной местности» и «Оценка эффективности использования различных горных высот с целью повышения физической работоспособности и адаптационных возможностей человека».

На проводившейся одновременно учебно-методической конференции с докладами выступали такие студенты ФТ, как Алимханова Д., Батуро Е., Матвееева Н., Маширова М., Нурахметова А., Сакаева Л. Студентка 1 курса Векленко О. сделала на английском языке доклад на тему «Местное питание и здоровье иностранных туристов в трекинговых путешествиях по Республике Казахстан».

1 октября 2001 г. В.Н.Вуколов защитил диссертацию «Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях» на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Ведущей организацией на защите был Институт рекреации и туризма Российской государственной академии физической культуры.

В настоящее время на кафедре разрабатываются две научно-исследовательские темы: 1. «Оценка переносимости мышечной работы в процессе туристских походов в горной местности» — руководитель, профессор Иванов А.С. Исследования проводятся совместно с Научно-исследовательским институтом спорта КазАСТ. 2. «Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях» – руководитель, профессор Вуколов В.Н.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2005 г. № 872 «Об утверждении Правил присуждения государственного гранта «Лучший преподаватель ВУЗа» и Приказа Министерства образования и науки РК № 658 от 30 сентября 2005 г. Казахская академия спорта и туризма представила кандидатуры двух профессоров, в том числе  декана факультета туризма, доктора педагогических наук,  Вуколова Владимира Николаевича для участия в конкурсе.

 

Обладатели гранта «Лучший преподаватель ВУЗа» профессор Иванов А.С., профессор Вуколов В.Н., профессор Алимханов Е.А. с министром образования и науки РК Туйменбаевым Ж.К. и ректором Казахской академии спорта и туризма Закирьяновым К.К.

В связи с получением В.Н. Вуколовым государственного гранта и содержанием заявленного проекта научных исследований, Казахская академия спорта и туризма  объявила о проведении с 3 по 30 августа 2006 г. научно-спортивной экспедиции «Северный Тянь-Шань 2006», с прохождением по перевалам хребта Заилийский Алатау горных туристских маршрутов шестой (одна группа из шести человек) и третьей (одна группа  из девяти человек) категории сложности. В программе экспедиции были предусмотрены картографические, медико-биологические исследования, участие в чемпионате РК  и открытом чемпионате Российской Федерации по спортивным походам. Были приглашены спортсмены-туристы, имеющие право участия в горных походах 6-й категории сложности и руководства походами 3-й категории сложности.

Ожидаемый результат экспедиции: написание и публикация книги–путеводителя под названием «По Северному  Тянь-Шаню», с описанием  двадцати горных туристских маршрутов от  первой до шестой категории сложности», объемом 20  печатных листов с туристскими картами и иллюстрациями (во исполнение пункта 33 «Плана по созданию и развитию пилотного кластера «Туризм», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 г. № 633).

Суть проведенных исследований состояла в том, что в спортивных туристских походах, экспедициях, учебных сборах составители «Перечня…» проходили новые перевалы, составляли по определенной системе паспорта с техническим описанием прохождения и представляли их в центральную горную комиссию. Нитка маршрута похода 6-й категории сложности включила в себя самые сложные перевалы района (Верблюд 3б и Талгар Сев. 3б), а также перевалы, оптимальные пути  прохождения которых не были установлены однозначно (Физкультурник 2а, Шапито 3а, Туюк Центр. 2б с севера). Кроме того, нитка маршрута включила в себя два первопрохождения (пер. Школьник 1а и пер. Академический 2а). Указанная нитка маршрута давала возможность получить максимальную информацию как для организации  самых сложных, так и самых простых, но относительно новых маршрутов по Заилийскому Алатау. Что касается прохождения перевалов ТЭУ Сев., Машковцева, то нами была получена новая информация об изменении рельефа, а следовательно об оптимальных путях их прохождения.

Вся собранная  в данном походе информация позволила завершить В.Н. Вуколову рукопись второго издания книги «По Северному Тянь-Шаню: Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей Алатау».

Вся информации о проведенной экспедиции и работе над книгой размещена на сайте www.vukolov.com

Председатель Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК Е.С. Никитинский осматривает выставку туристских и спортивных предприятий в рамках Международного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех»(2004г., КазАСТ, Алматы)

 

 

С 2004 г. на факультете туризма КазАСТ осуществляется научная и спортивно-производственная программа «Высочайшие вершины континентов». Целью выполнения программы является составление бизнес-планов по организации коммерческих восхождений на высочайшие вершины мира с предоставлением сопутствующих услуг для клиентов казахстанских турфирм, проведение научных исследований по физиологии спортивной подготовки для восхождений на высочайшие вершины континентов, разработка системы тестов для выявления перспективных кандидатов – участников указанных программ, установление научного и образовательного сотрудничества с высшими учебными заведениями разных континентов для проведения совместных научных исследований и обмена в подготовке спортивных и туристских кадров высшей квалификации. Вся полученная в результате  работы по программе информация используется для подготовки менеджеров туризма к организации и осуществлению трансконтинентальных туров.

В марте 2005 г. командой КазАСТ было совершено восхождение на высочайшую вершину Африки — Килиманджаро (5895 м). До восхождения и после него проводились углубленные комплексные обследования наиболее возрастного участника (55 лет). Целью обследований явилась оценка тестов  прогнозирования переносимости спортсменом физических и функциональных  нагрузок при восхождении на вершину Килиманджаро, а также определение влияния путешествия на физическую работоспособность и адаптационные возможности организма.

По результатам проделанной работы было опубликовано десять газетных и журнальных статей. 28 августа 2009 г. Команда КазАСТ совершила восхождение на высочайшую вершину Европы – Эльбрус (5642 м). Результаты восхождения были опубликованы в журналах «Мир путешествий» (2009, №4) и «Теория и  методика физической культуры». (2009, №2).

С 16 января по 4 февраля 2010 г. спортивная группа КазАСТ в составе декана факультета туризма, мастера спорта международного класса В.Н. Вуколова, мастера спорта международного класса В.И. Бельского, инструкторов горного туризма В.А. Литвинова и В.П. Дворецкого участвовала в восхождении на вершину Аконкагуа в Аргентине. 1 февраля 2010 г.  в 15 часов 20 мин. участники В. Литвинов и В. Дворецкий водрузили государственный флаг Казахстана и флаг КазАСТ на высочайшей вершине Южного полушария.

 

Перед экспедицией участники штурмовой группы В. Вуколов и В. Дворецкий прошли комплексное тестирование уровня работоспособности в НИИ спорта КазАСТ (рук., проф. А.С. Иванов). Кроме того, проводились гипоксические тренировки на дыхание газовой смесью, соответствующей атмосфере на высоте 6000 м над уровнем моря (10 сеансов) и 6500 м над уровнем моря (10 сеансов).

В первых числах марта с.г. указанные участники вновь пройдут комплексное тестирование, которое определит уровень роста их работоспособности после восхождения на Аконкагуа.

На восхождении участниками испытывалась эффективность баллонов «до Х»  с медицинским кислородом.

Запланировано интервью В.Дворецкого для журнала «Ветер странствий» и статьи для  журналов  «Мир путешествий» и «Теория и практика физической культуры».

Кроме спортсменов  в экспедиции участвовала административная  группа в составе президента КазАСТ, профессора К.К. Закирьянова, советника президента, профессора К.А. Куттыбаева и переводчика А.К. Акуловой. Административная группа провела переговоры с руководством трех университетов Бразилии и Аргентины. Подписаны соответствующие соглашения о научном сотрудничестве, подготовке в бразильском и аргентинских университетах тренеров по конному поло и футболу.

Запланирована дальнейшая работа по программе «Высочайшие вершины континентов», с восхождением в будущем сезоне на высочайшую вершину Австралии – пик Костюшко и установление научно-педагогических контактов с австралийскими университетами.

Визовое обеспечение и другие туристские формальности обеспечивало  туристское агентство «Сункар-Алматы».

В 2008 году в КазАСТ создан Научно-исследовательский институт туризма, руководителем которого назначен Вуколов В.Н. НИИ туризма исследует широкий круг вопросов, касающихся туристской деятельности. Главные среди них: теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях; изучение рынка труда в сфере туризма и сервиса РК; туристско-рекреационные ресурсы казахстанского участка Великого шелкового пути; социально-экономическая эффективность активных видов туризма. Результаты этих исследований используются туристскими фирмами и другими организациями в своей деятельности – например, для составления бизнес-планов туристских программ как для внутреннего, так и для въездного и выездного туризма.

 

Перспективы дальнейшего развития факультета

На основе Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы, выступлений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по проблемам образовательной политики в соответствии с задачами выдвинутыми ректором КазАСТ К.К. Закирьяновым в его докладе на Совете академии от 1сентября 2011 года Протокол № 1 «План мероприятий по развитию  деятельности КазАСТ» определены основные направления, приоритеты и механизмы реализации стоящих задач на 2011-2015 годы факультета туризма.

Главной целью развития факультета туризма является повышение качества научно-образовательных услуг.

 

1 Учебно-методическая работа

  1. Основная идея формирования культа знаний и качественного образования студентов. Укрепление профессорского ядра ППС факультета в двух направлениях: а) особое внимание уделять повышению профессионального мастерства молодых преподавателей факультета, обеспечить все необходимые условия для повышения ими своей квалификации; б) привлечение со стороны ведущих специалистов.
  2. Обеспечение высокого уровня совершенствования общетеоретической и общепрофессиональной подготовки студентов, методического учебного процесса с учетом новых регалий.
  3. Дальнейшее совершенствование прохождения производственной практики студентов путем привлечения для руководства специалистов в области туризма, ресторанного дела и гостиничного бизнеса, обновление договоров между кафедрами и факультета с базовыми организациями с учетом новых современных регалий. Полное обеспечение методическими пособиями по прохождению практики всех специальностей и направлений подготовки факультета;
  4. Компьютеризация учебно-методических материалов, разработанных преподавателями факультета. Интенсификация работы по созданию электронных учебно-методических комплексов.
  5. Внедрение открытого дистанционного обучения, которое должно отвечать всем требованиям Государственного стандарта РК 34.016-2004 г.
  6. Диверсификация форм обучения, специальностей и специализаций факультета; введение дополнительных квалификаций.
  7. Активное внедрение в учебный процесс инновационных современных образовательных технологий, в том числе интерактивных. Обеспечить переход к обязательному использованию всеми преподавателями факультета мультимедийных технологий обучения.
  8. Формирование факультетской системы управления качеством образования на основе общепринятых стандартов с соответствующими механизмами повышения квалификации, мониторинга и стимулирования.
  9. Подготовить необходимые условия для открытия магистратуры на всех выпускающих кафедрах факультета.
  10. Обеспечить активное участие студентов факультета в конкурсе по программе «Болашак».
  11. Добиваться максимальной востребованности выпускников факультета.

 

2 Научно-исследовательская деятельность

  1. Дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области туризма, социально-культурного сервиса, ресторанного дела и гостиничного бизнеса.
  2. Расширение сотрудничества с ведущими научными и образовательными центрами страны, структурными подразделениями НАН РК в области совместных исследований, публикаций, проведения научных семинаров и конференций. Планировать ежегодное проведение на факультете конференций по актуальным проблемам туризма.
  3. Активно внедрять результаты НИР в учебный процесс факультета, путем обновления рабочих программ основных дисциплин, разработки спецкурсов, проведения научных семинаров.
  4. Считать приоритетным направлением развития факультета повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Добиваться открытия докторантуры (PhD).
  5. Развивать самостоятельные студенческие НИР, укреплять их имидж посредством приоритетного участия на республиканском уровне. Способствовать публикации результатов научных исследований студентов факультета. Оказывать всемерную поддержку студенческому научному обществу.

 

3 Воспитательная работа

  1. Обеспечение здорового морально-психологического климата на факультете, отвечающего высоким стандартам общей культуры преподавателей, студентов и сотрудников.
  2. Обеспечить проведение целенаправленной и комплексной работы по патриотическому, правовому, эстетическому воспитанию студентов факультета, развитие физкультуры и спорта.
  3. Организационно и содержательно совершенствовать проведение таких мероприятий как День международного туризма, День факультета и День выпускника. Организовать Ассоциацию выпускников факультета.
  4. Способствовать формированию уважения к факультету и Академии, учебному процессу, во взаимоотношениях между преподавателями и студентами.
  5. Способствовать укреплению роли совета студентов и магистрантов факультета в факультетской жизни, поддерживать индивидуальное и коллективное творчество студентов и преподавателей факультета.
  6. Активизировать работу кураторов, эдвайзеров, тьюторов на факультете посредством совершенствования механизма стимулирования, шире привлекать их к работе со студентами, проживающими в общежитии. Способствовать улучшению бытовых условий проживания студентов факультета в общежитии.
  7. Создать общественно-консультационные пункты по международным отношениям, по гражданскому праву, по трудовому и семейному праву, привлекая высококвалифицированных ППС и студентов отличников.

4 Международное сотрудничество

  1. Поддерживать стремление к изучению иностранных языков как средства укрепления международных контактов.
  2. Организовать при факультете курсы по изучению иностранных языков для преподавателей.
  3. Развитие международного сотрудничества путем обмена преподавателями, студентами, создания совместных с отечественными и иностранными партнерами учебных курсов, программ, образовательных технологий в первую очередь инновационных.
  4. Развитие при базовых учебных кафедрах научно-исследовательских подразделений (зарубежных культурных центров, научных лабораторий для иностранцев) для привлечения студентов подготовительного факультета и магистрантов к научной работе.
  5. Повышение эффективности участия сотрудников факультета в международных программах и конкурсах по научным грантам, в международных программах для получения грантов на прохождение научных стажировок в ведущих университетах, научных центрах или лабораториях мира за счет активизации изучения профессорско-преподавательского состава и студентов.
  6. Обеспечение участия в научно-образовательных грантах профессорско-преподавательского, студенческого и стажерского составов.
  7. Создание с зарубежными вузами совместных образовательных программ по специальностям магистратуры и докторантуры.
  8. Создание информационной структуры для иностранцев с использованием специальных технологий и методики в учебном процессе.
  9. Разработка и создание программ согласно международным образовательным стандартам.
  10. Подписание двусторонних договоров с ведущими зарубежными университетами и центрами.

 

 

Научные исследования «Конфуцианство — как методологическая основа исследований сферы туризма»